Программы курсов внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительная направленность. Спортивные кружки, секции
Кружок «Спортивные игры»
Спортивные и подвижные игры.
Прыжки.Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Эстафеты. Равномерный бег . Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры
Зимние виды игр.
ТБ на уроках лыжной подготовки.Разгибание толчковой ноги в скользящем шаге. Попеременный двушажный ход. Подъём «лесенкой» наискось, опираясь на лыжные палки.
Игры на лыжах. Изменение скорости передвижения скользящим шагом и попеременным двушажным ходом. Эстафета на лыжах.
Спортивные эстафеты.
Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. Эстафеты. Соревнования.Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.
Программа «Разговор о правильном питании»
Разнообразие питания
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Военно-патриотическая направленность. Патриотические, экологические кружки
Истоки
Программа предусматривает 4 раздела обучения.
1.Мир.Слово.Образ.Книга.
2.Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3.Вера. Надежда. Любовь. София.
4.Традиции Слова, Образа, дела, праздника
Слово: золотое сердечко, доброе слово, честное слово, слово о родителях, святое слово, жизнь.
Образ: родник, образ Родины, образ защитника Отечества, образ праздника.
Книга: книга книг, живое слово книги, первая книга, мир книги.
Природа и мы
"Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
"Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
"О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
"Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
"Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.
"Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
"Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
"Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
«Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
«Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Интеллектуально-познавательное направление. Предметные кружки
Занимательная математика
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. Решение обратных задач, используя круговую схему.Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.Решение задач повышенной сложности.Решение задач международной игры «Кенгуру».Формирование числовых и пространственных представлений у детей.Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.Закрепление знаний нумерации чисел.Исторические сведения:
- кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагор, вклад в науку
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Клуб юного читателя
Самые интересные книги прочитанные летом. Весёлые стихи Б. Заходера. Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена Книги Е.Чарушина Рассказы Б. Житкова о животных Рассказы Н.Носова Стихи о Родине«Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями. Золотая осень. Проба пера. Составление загадок и сказок. Сказки – несказки В. Бианки. По дорогам сказки. Здравствуй, гостья-зима! Сказки А. Толстого для детей. Книги о человеке и его делах. Произведения М.Пришвина Стихи А.Л. Барто. Конкурс чтецов. С. Михалков и его творчество«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце. С.Я. Маршак. «Что говорят стихи».
Математика и конструирование
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии