Принципы личностно-ориентированного образования
· гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащимися; уважение каждого ребёнка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
· природосообразность - обучение и воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;
· культуросообразность - формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
· эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
· концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности - помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
· принцип событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
4.2. Ценностно-целевые ориентиры «Школы личностно-ориентированного образования»
К ценностным ориентациям «Школы личностно-ориентированного образования» мы относим:
· -осознание и образовательное моделирование целостного социокультурного пространства как основа становления социально-активной личности;
· -ценность и уникальность личности ребёнка и учителя как полноправных субъектов диалогических отношений образовательного процесса;
· -развитие личности с высокими компетентностными показателями социального интеллекта;
· -развитие социального интереса учащихся как основной побудительной силы общественной деятельности;
· -открытие, понимание личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и т.д.;
· -позиционное самоопределение каждого субъекта образовательного процесса как активного деятеля по изменению себя и собственной жизни, преобразования села и жизни сельского социума;
· -ценность саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.
Миссия «Школы личностно-ориентированного» заключается в оказании содействия достижению каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям; развитию интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, формированию ценностных ориентиров, привитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах «школьной жизни».
Цель программы развития МОУ Краснослободской ООШ как «Школы личностно-ориентированного образования» состоит в проектирование комплекса условий для управления социализацией школьников, поддержки каждого ребенка в осознании и развитии собственных социальных качеств, укреплении тех из них, которые отражают его сущностные личностные проявления.
Задачи программы развития:
1. Обеспечить высокие качественные показатели реализации образовательных программ, соответствующие задачам инновационного развития общества и обеспечивающее компетентное личностное и профессиональное самоопределение выпускников школы.
2. Предоставить учащимся широкие возможности для реализации индивидуальных образовательных запросов и развития способностей в условиях творческой развивающей образовательной среды.
3. Формировать нравственные качества и коммуникативные навыки обучающихся, способствующие их успешной социализации в современном обществе.
4. Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа и стиля жизни.
5. Обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, позволяющее им эффективно реализовывать задачи инновационного развития образования.
6. Создать систему контроля и диагностирования содержания образования и условий, способствующих социализации личности школьников, подготовки их к социальной жизни.
4.3. Инновационная модель школы
Инновационная модель МОУ Краснослободской ООШ – «Школа личностно-ориентированного образования» позволяет на концептуальном и методическом уровне обеспечить преемственность между ступенями образования – содержательную, кадровую, информационно-средовую.
Структура образовательного процесса школы позволяет реализовать основные компоненты преемственной системы, объединенные направленностью на поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах найти и выстроить свою жизненную и профессиональную траекторию.
Предлагаемая модель состоит из двух блоков
I ступень – начальная школа призвана:
|
- создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка; - сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребенка чувства собственной компетентности и чувства собственного достоинства; - мотивировать интерес к знаниям и самопознанию; - оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, сформировать первые навыки творчества; - обеспечить базисную общеобразовательную подготовку. |
II ступень – основная школа (5-9 -е классы) обеспечивает:
|
- продолжить формирование и развитие познавательных интересов учащихся и самообразовательных навыков; - осуществлять общеобразовательную подготовку в соответствии с современными требованиями на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры; - развивать у учащихся самостоятельность и критичность мышления, творческие способности и способность к самоопределению; - создавать оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее. |
Модель выпускника МОУ Краснослободской ООШ
Модель выпускника начального общего образования
|
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны - освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, овладеть универсальными учебными действиями; - овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи; - проявлять способность к рефлексии и умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации. |
Модель выпускника основного общего образования
|
Обучающиеся, получившие основное общее образование должны - освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; - приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации; - овладеть основами компьютерной грамотности; - овладеть системой универсальных учебных действий; - овладеть образовательной компетентностью (учебной самостоятельностью) – способностью строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования. |
5. Направления развития школы
Стремительное изменение социально-экономической ситуации в стране стимулирует появление новых проблем. Систематизация выявленных проблем привела к выделению следующих наиболее стратегических направлений и проектов программы развития школы на 2011-2013 годы.
5.1. Обновление содержания образования
Проект «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В МОУ Краснослободской ООШ обучается в среднем около 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы количество детей данной категории увеличилось. Из них большинство имеют рекомендации обучаться в специальных коррекционных учреждениях, которые находятся за пределами микрорайона, что подразумевает длительное проживание ребёнка в учреждениях интернатного типа. Большинство родителей не рассматривают отрыв от семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как благоприятное обстоятельство его реабилитации, коррекции, обучения и социализации и отказываются отправлять его в данные образовательные учреждения. На сегодняшний день выходом из данной ситуации остается обучение на дому. Но опыт показывает, что и обучение ребёнка на дому нередко приводит к тому, что он становится, изолирован от детского коллектива, патологически замкнут, не желает или боится общаться с другими детьми, что значительно влияет на его социализацию в общество. Поэтому с 2008 года начат эксперимент на муниципальном уровне по созданию при МОУ Краснослободской ООШ опорного пункта в районе с целью создания оптимальных условий для социализации в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательном учреждении и в классах возрастной нормы интегрированно. Среди них имеют диагнозы: задержка психического развития, лёгкая и умеренная умственная отсталость. Обучение ведётся в разных формах: группах, интегрировано в классах, на дому. Дети включены во внеклассные и досуговые мероприятия, родители имеют возможность получить необходимую консультацию специалистов, наблюдать поведение и развитие своего ребёнка в обществе, участвовать в мероприятиях самим.
Цель проекта «Инклюзивное образование»
1.Создание оптимальных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, информационно-методическая поддержка школ района, оказание им консультативной помощи в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тактика реализации проекта «Инклюзивное образование»
Срок |
Название этапа |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
2010-2011 |
Этап аналитический |
1. Определение социального заказа. 2. Изучение опыта работы образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование 3. Повышение квалификации преподавателей 4. Укрепление дидактической и технологической базы школы |
Теоретическая готовность к переходу на инклюзивное образование на основе индивидуальных образовательных траекторий |
2011-2012 |
Этап проектировочный
|
1. Определение структуры направлений инклюзивного образования. 2. Создание учебно-методической базы инклюзивного образования. 4. Разработка проектов индивидуальных образовательных траекторий 5. Разработка нормативной основы организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий |
Создание учебно-методических, кадровых, материально-технических условий для реализации модели инклюзивного образования |
2012-2013 |
Этап экспериментальный |
1. Апробация учебного плана на основе реализации индивидуальных образовательных траекторий
|
Рост качества образования |
2013-2014 |
Этап диагностический |
1. Мониторинг результативности реализации проекта «Инклюзивное образование». 2. Необходимая коррекция учебных планов 3. Принятие решения о ходе дальнейшей реализации проекта. |
Выполнение социального заказа. Создание индивидуальных образовательных программ. |