Проблемно-ориентированный анализ
Данный анализ позволил отобрать проблемы, перспективные для решения в период реализации Программы развития школы
Проблемы |
Причины |
Пути решения |
1.У педагогического коллектива имеется потенциал к саморазвитию и инновациям, но у ряда учителей отсутствуют реальные возможности участия в инновационной работе |
-большая занятость учителей (больше ставки); -участие одних и тех же педагогов в разных программах школы |
-совершенствование системы стимулирования педагогов; -мотивирование учителей на участие в ПНП «Образование»; -мотивирование учителей на получение более высокой квалификационной категории |
2.В школе создана база для использования информационных технологий в образовательном процессе. Информационными технологиями владеют более 50% педагогов, но пользуются в полной мере своими знаниями около трети коллектива |
Сложности при подготовке и использованию компьютерной техники становятся барьером ее активного применения. Ограниченные возможности школьной медиатеки. |
-методическая помощь учителям в повышении уровня владения информационными технологиями; -комплектование медиатеки по всем предметам; -приобретение мобильных комплексов для расширения информационного пространства; -информатизация управления |
3.В школе накоплен опыт работы по внедрению инклюзивного образования. Реализуется работа учреждения как опорного в районе по проблемам работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствие нормативно-правовой базы инклюзивного образования (норматив финансирования, положения, тип и вид общеобразовательного учреждения). 2. Недостаточное количество специалистов по работе с детьми, недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования. |
- разработка локальных актов, регламентирующих введение инклюзивного образования. - повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования. - проведение всеобуча родителей по вопросам инклюзивного образования через индивидуальные консультации. - плановое поэтапное пополнение МТБ на основе бюджетного и внебюджетного финансирования. |
4. Поиск новых технологий обучения и воспитания, сберегающих здоровье. Обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, организация и освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья через внеклассные мероприятия (классные часы, фестивали агитбригад, конкурсы мультимедийных презентаций |
Недостаточное финансирование, отсюда сложности с закупкой современного спортивного инвентаря, обновления школьных помещений. Неблагополучная ситуация в социуме по вредным привычкам. |
- мониторинг состояния здоровья учащихся и условий обучения; - введение третьего часа физкультуры; -расширение круга спортивных секций, увеличение количества спортивных соревнований и конкурсов - плановое поэтапное пополнение МТБ на основе бюджетного и внебюджетного финансирования |
В среднем уровень сформированности демократического уклада жизни в нашем образовательном учреждении достаточно высокий. Самоуправление школы реализуется педагогическим советом, Советом школы, общешкольным родительским комитетом, детской общественной организацией «Слободка». |
Недостаточное развитие соуправления и самоуправления в организационной структуре школы. Низкая гражданская активность в ближайшем социальном окружении. Отрицательное влияние СМИ на формирование гражданского самосознания подрастающего поколения. |
-создание правового пространства в школе, взаимодействующего и влияющего на другие пространства школьной жизни:учебное, трудовове, игровое и др.; -разработка и внедрение в школьную жизнь социальных и гражданских проектов; -разработка программы духовно-нравственного воспитания школьников |
4. Концепция инновационных преобразований
4.1. Обоснование концептуальной идеи Программы развития
В основе Программы развития лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциального процесса, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. В качестве движущих сил развития личности выступают противоречия
- между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
- между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
- между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Ведущую роль в разрешении данных противоречий в образовательной системе играет процесс социализации личности. Среди трактовок понятия социализация выделяют следующие:
Социализация (Л.С. Выготский) – основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому.
Социализация (Т. Парсонс, Р. Мертон) - процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам
Социализация (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина) – превращение социальной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутреннего диалога, «диалога с самим собой».
Социализация (А.Маслоу) – высший уровень личностного развития, когда осознанность потребности саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту.
Таким образом, сущностный смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Факторы социализации в условиях образовательного учреждения - это развивающая образовательная среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и управляема. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.