Проект «Здоровый и безопасный образ жизни»
Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается отрицательная динамика состояния здоровья школьников. Перед образовательными учреждениями стоит задача консолидации усилий всех участников образовательного процесса и местного сообщества, направленных на поддержку физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни и организацию досуговой деятельности. Понятие «здоровье» состоит из нескольких компонентов:
· -духовно - нравственное – сила духа и иерархия жизненных ценностей,
· -психологическое здоровье – способность осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, способность к самоанализу, самопознанию, самовоспитанию, самоконтролю, планированию, прогнозированию, постановке целей, уровень самоуважения, интеллектуальное здоровье – отражает способность человека мыслить, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию, эмоциональное здоровье – эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими, социальное здоровье проявляется в умении адаптироваться к жизни социума, физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно - половой норме.
Цель проекта «Здоровый и безопасный образ жизни»
1.Формирование здорового образа жизни как основы для успешной социализации личности.
Тактика реализации проекта «Здоровый и безопасный образ жизни»
Срок |
Название этапа |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
2010-2011 |
Этап аналитический |
1. Проблемно-ориентированный анализ состояния здоровья учащихся школы. 2. Изучение природно-предметного пространства школы, в котором происходит образовательный процесс. 3. Изучение опыта работы образовательных учреждений района и области по проблеме ЗОЖ. |
Теоретическая и практическая готовность к реализации проекта «Здоровый и безопасный образ жизни». |
2011-2012
|
Этап проектировочный
|
1. Составление пакета индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ для детей с разным уровнем здоровья и физическими возможностями. |
Рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования ЗОЖ
|
2012-2013 |
Этап экспериментальный |
1. Внедрение индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ для детей с разным уровнем здоровья и физическими возможностями 2. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения |
Положительная динамика показателей здоровья обучающихся |
2013-2014 |
Этап диагностический
|
1. Мониторинг результативности внедрения проекта «Здоровый и безопасный образ жизни» (показатели социально-значимых заболеваний, количество детей с девиантным поведением и т.д.) |
Рост конкурентоспособ ности образовательного учреждения |
6. Совершенствование структуры управления
Программа осуществляется через систему конкретных мер нормативно-правового, кадрового, научно-методического обеспечения, также через механизм управления, координацию деятельности субъектов реализации программы и её выполнения.
Ведущим в организационно-управленческой структуре школы является системный подход к управлению, который рассматривает организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, совокупность связанных и взаимодействующих между собой частей, составляющих целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
С позиций системного подхода наша школа – это открытая система. Она взаимодействует с внешней средой (социальным окружением), обмениваясь с ней энергией, информацией, материалами, и ее эффективность определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняются, поэтому, чтобы оставаться эффективной и конкурентноспособной, школа должна развиваться и приобретать новые качества. Изменения каких-то частей организации требуют согласованных изменений в других частях.
Процесс принятия решений означает переход от выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению к разработке решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.
7. Ресурсное обеспечение программы развития
Финансовые ресурсы |
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетное финансирование, дополнительные привлеченные средства. |
Материально-технические ресурсы |
Число зданий и сооружений (ед) – 1; количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) (ед) – 15; количество мастерских (ед) – 1 (мест – 20); спортивный зал; кабинет информатики: 7 ученических мест и одно рабочее место учителя; в школе имеется мультимедиапроектор; столовая на 50 посадочных мест. |
Кадровые ресурсы |
Всего в школе педагогических работников – 15. Из них имеют высшую квалификационную категорию – 1 человек; 8 – первую; 3 – вторую; не имеют квалификационной категории – 3 человека (молодые специалисты). Средний возраст педагогов – 35 лет. Средняя нагрузка всего педагогического персонала – 22 ч. |
Программно-методические ресурсы |
Количество книг в библиотеке – 24,72 тыс.ед., в том числе учебников – 5,1 тыс.ед. |
Информационные ресурсы |
Один компьютерный класс; количество компьютеров в школе - 21; суммарное время пользования Интернетом на одного учащегося в год – 35ч.; количество учащихся на один компьютер – 5; количество персональных компьютеров, соединённых в локальную сеть – 8; используют ИКТ в образовательном процессе – все педагоги. |
8.Предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы
Предполагаемые результаты.
1 тип (теоретические)
· Модель Школы личностно-ориентированного образования.
2 тип (практические)
· Сформированность ресурсного потенциала личности выпускника школы – как необходимого элемента нормальной жизнедеятельности человека в поликультурном современном обществе.
· Вариативные формы самореализации школьников в урочной и внеурочной деятельности, адаптированные к возможностям и способностям каждого конкретного ребенка.
· Организация творческой развивающей образовательной среды.
3 тип (социальные эффекты)
· Утверждение нового статуса школы в системе образования Борского района Нижегородской области.
· Создание ресурсной базы для реализации экспериментальной и инновационной деятельности в области социокультурной модернизации образования на уровне района.
· Удовлетворенность учащихся и их родителей новым качеством образовательного процесса, высокий уровень адаптации выпускников к современным условиям жизни.
Формы анализа результатов:
- обобщение, анализ и представление результатов опросов, статистических исследований, мониторинга образовательной успешности учащихся;
- мониторинг образовательных потребностей учащихся;
- мониторинг комфортности пребывания в школе и удовлетворенности качеством образовательных услуг учеников и их родителей;
- обсуждение, анализ, обобщение работы учителей в контексте проектной деятельности;
- анализ промежуточных результатов и подведение общих итогов на педагогическом совете школы;
- ежегодные публичные отчеты об образовательной и хозяйственной деятельности школы.
Формы представления результатов:
- участие в семинарах, конференциях, работе круглых столов по актуальным проблемам образовательной деятельности;
- консультационная деятельность на базе школы;
- публикации.
Критерии эффективности:
- устойчивость и воспроизводимость высокого качества знаний школьников; наличие у них представлений о существующих взаимосвязях (целостное видение мира) предметных областей;
- соответствие содержания образования и методов обучения и воспитания требованиям ФГОС общего образования, социальному заказу и индивидуальным образовательным потребностям;
- сокращение временных затрат на подтверждение качественного усвоения учебного материала большинством учащихся;
- понижение уровня тревожности школьников, рост удовлетворенности организацией образовательного процесса со стороны учителей, учащихся и их родителей, повышение интереса школьников к учебе;
- общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и уровень их адаптации к современным условиям жизни;
- транслируемость достигнутых результатов;
- востребованность консультационных услуг школы.
9. Риски и минимизация их влияния
Основными возможными рисками в ходе реализации данной программы являются
• возможное отставание уровня ответственности отдельных учащихся за результаты своего собственного образования по сравнению с показателями, заложенными в модель выпускника;
• разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы, исходящими из ее концептуальных положений;
• неготовность ряда учителей к переходу на новую образовательную парадигму;
• различие в оценочных представлениях о результатах инновационных преобразований школы, сложившихся у коллектива школы на основе ее концептуальных положений, и у органов образования, исходящих из традиционных форм оценки его качества.
Для минимизации данных рисков необходимо активнее вести работу по формированию у всех участников образовательного процесса субъектной позиции. В тех случаях, когда усилия всей команды учителей целенаправленно сосредотачиваются на развитии у учащихся субъектных качеств личности: способности к целеполаганию, планированию, контролю и оценке собственной деятельности, проблемы с ответственностью учащихся к моменту перехода их в основную школу практически решаются.
Необходимо также целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социализации отстает по сравнению с основной массой детей. Кроме того, необходимо добиваться тесного сотрудничества родителей со школой. Работа по развитию такого сотрудничества ведется в МОУ Краснослободской ООШ достаточно целенаправленно. Однако на пути действительного превращения родителей в полноправных участников образовательного процесса своих детей существует еще много проблем. Решение ряда задач, поставленных этой программой, также должно способствовать достижению данной цели.
Наконец, важнейшим условием успешной работы школы в рамках новой образовательной парадигмы является создание ядра активных единомышленников, представляющих различные категории субъектов образовательного процесса и субъектов социального действия, превращение школы в площадку социального партнерства, источник позитивного социального опыта. Для этого необходимо наладить систему внутришкольных партнерских отношений разного уровня и характера внутри педагогического коллектива, внутри ученического коллектива, в разновозрастных группах, в системе педагог-воспитанник, а также установить постоянные партнерские отношения с внешними агентами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, производственными структурами и т.д.