Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся
Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Оценивается по количественным и качественным показателям:
· количество повысивших квалификацию педагогов и качество их дальнейшей работы по здоровьесберегающим технологиям;
· итоги диспансеризации учащихся и педагогов школы;
· уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
· количество прошедших обучение родителей;
· расширение материально-технической базы школы;
· уровень эффективного взаимодействия школы с семьей и различными ведомствами.
Координация и контроль, мониторинг состояния здоровья всех участников образовательного пространства, коррекция результатов деятельности возлагается на администрацию школы.
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физи- ческого здоровья обучающихся их физического развития, является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого больницей.
Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физи-
ческого здоровья учащихся;
- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устра-
нению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;
- прогнозирование состояния физического здоровья.
Мониторинг включает в себя:
- наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;
- распределение обучающихся по группам здоровья;
- охват обучающихся горячим питанием;
- пропуски обучающимися уроков по болезни;
- участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;
- занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;
- сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физи-
ческого здоровья и развития учащихся;
- подготовка предложений по вопросам укрепления здоровья;
- мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания в образовательном учреждении.
Критерии здоровья:
1) показатели развитости средств сохранения и развития здоровья:
- наличие в образовательном учреждении средств и способов оздоровления (проведение оздоровительных мероприятий)
- обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;
- количество видов услуг профилактически- медицинского характера, оказываемые в
образовательном учреждении;
2) результативные показатели:
- соответствие показателей здоровья региональным нормативам (по медицинским
нормативам);
- коэффициент заболеваемости;
- динамика групп риска;
- спортивные достижения учащихся:
- отношение учащихся к вредным привычкам, показатели физической подготовленности;
- динамика показателей здоровья педагогов;
- число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Основным критерием эффективности работы
по формированию экологической культуры школьников является единство их
экологического сознания и поведения.
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Основные направления деятельности |
Уровень сформированности компетенций |
Критерии оценки уровней сформированности компетенций |
Организация внеурочной деятельности: - факультативы, - классные часы, - викторины, конкурсы, - Дни здоровья, - экскурсии, - беседы по ПДД и ППБ, - проектная работа |
1 уровень (выраженный) 2 уровень (слабо выраженный) 3 уровень (невыраженный) |
- Активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ППБ и ПДД. - Принимает участие в мероприятиях под влиянием (давлением) одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правили ППБ и ПДД. - Расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса, нарушает правила. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: - соревнования, - классные часы, - викторины, конкурсы, - динамические паузы, - весёлые перемены |
1 уровень (выраженный) 2 уровень (слабо выраженный)
3 уровень (невыраженный) |
- Понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию, пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен. Не до конца осознает необходимость сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно. - к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки |
Содержание деятельности и показатели
сформированности экологической культуры младших школьников
|
Содержание и формы деятельности |
Показатели сформированности экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах |
1 класс |
Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней. |
- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо; - с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; - эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы); - старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк; - проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям; - пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. |
2-3 класс |
Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых. |
- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать; - участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; - общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием; - выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом. |
4 класс |
Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. |
-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; - выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира; - ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; -доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней. |
Механизм отслеживания результативности реализации программы
Критерии |
Ожидаемые результаты |
Источники получения информации для оценки степени достижения результатов |
Сформированность физического и психического здоровья |
Улучшение состояния здоровья учащихся и педагогов. Снижение заболеваемости детей и педагогов. Выявление семейных хронических заболеваний. Снижение уровней тревожности при переходе в 5 классы. |
Данные о состоянии здоровья участников образовательного процесса (анкетирование, анализ медицинских карт учащихся, результаты медицинских осмотров). Данные о заболеваемости учащихся простудными заболеваниями (анализ посещаемости уроков, пропусков по болезни). Методики оценки тревожности (Ч. Спилберг, Р. Тэммл, А.М. Прихожан, Филипс). Опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин). |
Сформированность ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. |
Повышение культуры здоровья педагогов, учащихся и членов их семей. Увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях. Увеличение числа родителей, участвующих в спортивных мероприятиях и праздниках. Система мероприятий по оздоровлению участников проекта и профилактики травматизма. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство школы. |
Анкетирование участников программы. Данные о количестве обучающихся, занимающихся в спортивных секциях. Анализ мероприятий по оздоровлению участников образовательного пространства и профилактики травматизма. Данные о числе педагогов, использующих здоровьесберегающие технологии. |
Технология психолого-педагогического сопровождения |
Создание комфортной образовательной среды. Динамика удовлетворенности участников проекта жизнедеятельностью школы. Рост числа педагогов, прошедших обучение использованию новых технологий. |
Анкетирование участников проекта. Методика изучения удовлетворенности участников проекта жизнедеятельностью школы (Е.Н. Степанов) Данные о повышении квалификации педагогов. |