Понедельник, 03.02.2025, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Краснослободская ООШ

Меню сайта
Форма входа
Категории каналов
Поиск

Программа экологической культуры

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения  детей. 

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Оценивается по количественным и качественным показателям:

·         количество повысивших квалификацию педагогов и качество их дальнейшей работы по здоровьесберегающим технологиям;

·         итоги диспансеризации учащихся и педагогов школы;

·         уровень санитарно-гигиенического состояния школы;

·         количество прошедших обучение родителей;

·         расширение материально-технической базы школы;

·         уровень эффективного взаимодействия школы с семьей и различными ведомствами.

            Координация и контроль, мониторинг состояния здоровья всех участников образовательного пространства, коррекция результатов  деятельности возлагается на администрацию школы.

   Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

   Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физи- ческого здоровья обучающихся их физического развития, является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого больницей.

   Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.

   При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

   - установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физи-

     ческого здоровья учащихся;

   - определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устра-

     нению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;

  -  прогнозирование состояния физического здоровья.

  Мониторинг включает в себя:

  - наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;

  - распределение обучающихся по группам здоровья;

  - охват обучающихся горячим питанием;

  - пропуски обучающимися уроков по болезни;

  - участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;

  - занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;

  - сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физи-

    ческого здоровья и развития учащихся;

  - подготовка предложений по вопросам укрепления здоровья;

  - мониторинг успешности  обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания в образовательном учреждении.

  Критерии здоровья: 

1) показатели развитости средств сохранения и развития здоровья:

-   наличие в образовательном учреждении средств и способов оздоровления (проведение оздоровительных мероприятий)

-   обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;

-   количество видов услуг профилактически- медицинского характера, оказываемые в

      образовательном учреждении;

  2) результативные показатели:

   - соответствие показателей здоровья региональным нормативам (по медицинским

     нормативам);

   - коэффициент заболеваемости;

   - динамика групп риска;

   - спортивные достижения учащихся:

   - отношение учащихся к вредным привычкам, показатели физической подготовленности;

   - динамика показателей здоровья педагогов;

   - число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
 

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

 

Основные направления деятельности

Уровень сформированности компетенций

Критерии оценки уровней сформированности компетенций

Организация внеурочной деятельности:

- факультативы,

- классные часы,

- викторины, конкурсы,

- Дни здоровья,

- экскурсии,

- беседы по ПДД и ППБ,

- проектная работа

1 уровень (выраженный)

 

 

 

 

 

 

 

2 уровень (слабо выраженный)

 

 

 

 

 

3 уровень (невыраженный)

- Активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ППБ и ПДД.

 

- Принимает участие в мероприятиях под влиянием (давлением) одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правили ППБ и ПДД.

 

- Расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса, нарушает правила.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

- соревнования,

- классные часы,

- викторины, конкурсы,

- динамические паузы,

- весёлые перемены

1 уровень (выраженный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 уровень (слабо выраженный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 уровень (невыраженный)

- Понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию,  пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен.

 

Не до конца осознает необходимость  сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно.

 

- к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки

 

  Содержание деятельности и показатели

сформированности экологической культуры младших школьников

 

Содержание и формы деятельности

Показатели сформированности экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах

1 класс

Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

2-3 класс

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

4 класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

 

            Механизм отслеживания результативности реализации программы

Критерии

Ожидаемые результаты

Источники получения информации для оценки степени достижения результатов

Сформированность физического и психического здоровья

Улучшение состояния здоровья учащихся и педагогов.

Снижение заболеваемости детей и педагогов.

Выявление семейных хронических заболеваний.

Снижение уровней тревожности при переходе в  5 классы.

Данные о состоянии здоровья участников образовательного процесса (анкетирование, анализ медицинских карт учащихся, результаты медицинских осмотров). Данные о заболеваемости учащихся простудными заболеваниями (анализ посещаемости уроков, пропусков по болезни).

Методики оценки тревожности (Ч. Спилберг, Р. Тэммл, А.М. Прихожан, Филипс).

Опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин).

Сформированность ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Повышение культуры здоровья педагогов, учащихся и членов их семей.

Увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях.

Увеличение числа родителей, участвующих в спортивных мероприятиях и праздниках.

Система мероприятий по оздоровлению участников проекта и профилактики травматизма.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство школы.

Анкетирование участников программы.

Данные о количестве обучающихся, занимающихся в спортивных секциях.

Анализ мероприятий по оздоровлению участников образовательного пространства и профилактики травматизма.

Данные о числе педагогов, использующих здоровьесберегающие технологии.

Технология психолого-педагогического сопровождения

Создание комфортной образовательной среды.

Динамика удовлетворенности участников проекта жизнедеятельностью школы.

Рост числа педагогов, прошедших обучение использованию новых технологий.

Анкетирование участников проекта.

Методика изучения удовлетворенности участников проекта жизнедеятельностью школы (Е.Н. Степанов)

Данные о повышении квалификации педагогов.

 

Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0