Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации .
Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В образовательном плане школы направлениями дополнительного образования являются:физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно –познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.
Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Организация внеучебной деятельности
| |
Компонент организации внеурочной деятельности |
Содержание компонента |
Условия |
Региональные особенности. Социо – культурная ситуация ОУ. Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ. Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ. |
Цели |
Способствовать личностному становлению учащихся. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности. |
Способствовать формированию коллективно – распределѐнной деятельности в детских коллективах. Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся. | |
Мотивация |
Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму. |
Содержание |
Направления внеучебной деятельности: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно –познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. |
Технологии |
Проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся. |
Средства |
Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: - для подвижных занятий и для спокойной работы, - для общения и для уединения, - для «пробы сил» и для демонстрации достижений, - для поиска информации. |
Результаты |
Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. |
1 этап (1-4 класс)
На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться.
Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости.
Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно –познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Особенности внеучебных мероприятий
1. Мероприятия, «несущие» идеи и способы целостного развивающего образования, проектируются преподавателями с учѐтом потребностей учащихся начальной школы.
Содержание и процессы взаимодействия учащихся специальным образом проектируются и соответствуют требованиям образования для данной ступени обучения.
На этом этапе осуществляется методологическая поддержка процесса проектирования. Эта поддержка связана с запуском и контролем процессов целеполагания, самоопределения, проектирования и сценирования в деятельности проектных групп образовательных учреждений. Формируется и фиксируется понятие «проектирование», осуществляется выделение проблем, возникающих у педагогов в учебной и внеучебной деятельности, организуемой в рамках школы. Планы организации внеучебной деятельности в начальной школе составляются с учѐтом возможностей школы и привлечѐнных ресурсов учреждений дополнительного образования.
На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнѐры школы. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности школы, а именно, связь с родителями.
Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах.
План внеучебной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:
§ Духовно-нравственное
Ведущие формы деятельности:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
§ Научно-познавательное
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры и беседы;
Детские исследовательские проекты;
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);
Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы.
§ Спортивно-оздоровительное
Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми.
Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером.
Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».
Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.
Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
Организация походов выходного дня,
Туристические походы.
§ Художественно-эстетическое
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
Кружки художественного творчества;
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;
Приглашение артистов театра;
Праздничное оформление школы и классных комнат
.
§ Общественно-полезная и проектная деятельность
Ведущие формы деятельности:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;
Работа по озеленению школы;
Организация дежурства в классах;
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
Выставки поделок и детского творчества;
Трудовые десанты, субботники;
Сюжетно-ролевые игры;
Разработка проектов.
2. Внеучебные мероприятия школы, охватывая весь контингент учащихся начальной школы и формируя тем самым уникальное общее, пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей, выстраивается в определенную систему. Эта система организации внеучебной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется на первом этапе в начальной школе. Совместная деятельность рассматривается как условие возникновения и реализации нравственного отношения к окружающему миру, людям. Именно совместная деятельность становится необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций. Решающее влияние на воспитание личности будут оказывать отношения, которые складываются в процессе еѐ осуществления, а точнее характер этих отношений.
Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые организуются не реже раза в четверть. Работают кружки декоративно-прикладного творчества, спортивные секции. К праздникам и знаменательным дням учащиеся организовывают выставки, осуществляют постановку спектаклей.
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Имена и фамилии учащихся, получивших в конце года особые награды, отмечаются грамотами и благодарностями. Каждая церемония сопровождается концертом учащихся.
Все разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка. На основании приведѐнных примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:
§ учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы;
§ помощь школе могут оказать учреждения, предприятия, общественность, родители,
заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.
При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнѐра школы, для того, чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.