Воскресенье, 02.02.2025, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Краснослободская ООШ

Меню сайта
Форма входа
Категории каналов
Поиск

Программа экологической культуры

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа  жизни обучающихся - это комплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе - эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.

Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обеспечивает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком извне.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе и своему здоровью. Большое наследие в области воспитания детей образами - картинами окружающей среды оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на эмоциональное и нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а только активно влияет на взаимодействие с ней. Но,чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

·         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·         Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ о  29.12.2010;

·         Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

·         Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

·         О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·         Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·         Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

·         Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

ü  неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

ü  факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

ü  чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

ü  активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

ü  особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся обеспечивает:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

 - пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Цель формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

реализация комплексной системы мер по формированию экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно- гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребёнка.

    Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни     обучающихся:

     - расширение экологических представлений младших школьников, их   конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

          - углубление теоретических знаний  учащихся в области экологии, формирование

             ряда основополагающих экологических понятий;

          - обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности

            учащихся по изучению и охране окружающей среды;  

     - пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование

       заинтересованного отношения к собственному здоровью, позитивных факторах,

       влияющих на здоровье);

     - формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме,

        структуре, полезных продуктах;

     - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их  возра-

        стных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях

        физической культурой и спортом;

      - формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и

        отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и

         контролировать свой режим дня;

      - формирование представления с учётом принципа информационной безопасности

        о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная актив-

        ность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и

        причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиках и других

        психоактивных  веществ, их пагубном  влиянии на здоровье;

     - научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие

        сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены и развить

        готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здо-

        ровье;

      - дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в

        том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, учас-

        тия в азартных играх;

      - обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

      - сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

      - сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здо-

         рового образа жизни;

      - формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым

         вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, раз-

         витие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе исполь-

         зования навыков личной гигиены;

       - сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстрема-

          льные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного пове-

         дения , то есть грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встре-

         титься на жизненном пути;

       - сформировать у детей устойчивые привычки дисциплинированного, осторо

         жного поведения на улицах, дорогах, в быту, навыки самоконтроля,

        самоорганизации в  определённых жизненных ситуациях.

       Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

       Какие бы потрясения не происходили на нашей планете, единственное, что остаётся неизменным на протяжении столетий – потребность людей в здоровье и обучении.

        Эти две категории не заменить ничем. Они не только фундамент каждого государства, но и его всесторонний успех.

         Здоровье – первично. Ведь оно – сокровище, незаменимое ни знаниями, ни богатством, ни почестями. Поэтому надо осознать всем: забота о здоровье важнее всех других, вместе взятых забот.

          Сегодня среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест вышли экологические факторы. Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети.

Программа обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, т.е. тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в учебной и внеурочной деятельности (некое знание о себе и окружающем мире, опыт самостоятельного действия в различных ситуациях), а также воспитательных эффектов, т.е. развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.

   Исходя из этого, Программой определены следующие воспитательные результаты:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;

     - экологическое взаимодействие с окружающей средой, понятие, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;

     - первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности;

    - первоначальные представления о роли физической культуры  и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    - знание о негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на здоровье человека.

       Планируемые результаты образовательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста направлены на выполнение Миссии школы в достижении понимания, сохранения и принятия одной из главных человеческих и национальных ценностей  - здоровья.

 

читать далее

Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0