![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) |
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) |
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) |
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/page_top.gif) |
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) |
Класс |
Классный
руководитель | Методические рекомендации по
организации деятельности классного руководителя в
ОУ |
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) | |
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Цели воспитания и обучения, пути их
достижения посредством государственной политики в области
образования определены Национальной доктриной образования в
Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.10.2000 N 751).
Программа развития воспитания в системе
образования России на 1999 - 2001 гг. (Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 18.10.99 N 574) выделяет
воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет
роль общеобразовательного учреждения как центрального звена
этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания
и развития детей.
В числе первоочередных задач выдвигается
формирование воспитательной системы, которая включала бы в
себя целостный учебно - воспитательный процесс, интегрирующий
воспитание и обучение.
Воспитательная система школы, включающая в
себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность
и общение за пределами общеобразовательного учреждения,
призвана обеспечивать возможно более полное всестороннее
развитие личности каждого ребенка, формирование его
самостоятельности и ответственности, гражданского
становления.
В результате реформирования образования за
последние десятилетия значительно изменился подход к
образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации
органы управления образованием, методические службы,
педагогические коллективы общеобразовательных учреждений
направляют свои усилия на сохранение единства и целостности
образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный
временем педагогический опыт организации учебно -
воспитательной работы, осуществляют качественное обновление
содержания, форм и методов образования детей.
Расширился состав организаторов
воспитательного процесса. В соответствии с решением коллегии
Минобразования России от 28.04.98 N 5/1 "Об опыте организации
внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска Удмуртской
Республики" органам управления образованием было рекомендовано
вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в
том числе детских домов и школ - интернатов для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей) должности
педагогов - психологов, социальных педагогов, педагогов
дополнительного образования, педагогов - организаторов,
классных воспитателей.
Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении призваны выполнять все
педагогические работники.
В классном коллективе учебно -
воспитательный процесс в настоящее время организуют: классный
руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель -
предметник (реже - другой педагогический работник), являющийся
наставником учащихся одного класса; классный воспитатель
(освобожденный классный руководитель).
Классный воспитатель (освобожденный
классный руководитель), как правило, необходим в сложном
коллективе, где имеются дезадаптированные дети с низким
уровнем воспитанности, знаний и умений, а также в ситуации
перехода из начальной в среднюю школу. Его должностные
обязанности определены тарифно - квалификационными
характеристиками (требованиями) по должностям работников
учреждений образования, согласованными с Постановлением
Минтруда России от 17.08.95 N 46 с учетом изменений, внесенных
Постановлением Минтруда России от 22.11.95 N 65). Однако
эффективному внедрению должности классного воспитателя в
общеобразовательных учреждениях пока препятствует отсутствие
финансирования и налаженной системы подготовки
кадров.
Примечание. Методические
рекомендации по организации деятельности классного воспитателя
в общеобразовательном учреждении разрабатываются отдельно.
Вместе с тем классные воспитатели могут руководствоваться
отдельными положениями данных Методических
рекомендаций.
Таким образом, в подавляющем большинстве
случаев воспитательную работу с классным коллективом
общеобразовательного учреждения проводит классный
руководитель.
Он - педагог - профессионал, духовный
посредник между обществом и ребенком в освоении культуры,
накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного
коллектива; создающий условия для индивидуального
самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности,
сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей, защиты интересов детства.
С момента официального утверждения в России
института классных наставников в 1871 г. в их обязанности
входила организаторская деятельность (поддержание порядка на
занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной
документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их
изучение, воспитание уважения к законам и нравственным
принципам.
В настоящее время права и обязанности
классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об
образовании" определяются уставом общеобразовательного
учреждения. В большинстве органов управления образованием
субъектов Российской Федерации действуют разработанные
примерные положения о классном руководителе, которые
определяют основные направления его деятельности, закрепляют
права и обязанности.
Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом руководителя
общеобразовательного учреждения на основании решения
педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет, как правило, заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной
работе. Его участие в образовательном процессе,
взаимоотношения с другими организаторами учебно -
воспитательной работы определены должностными
обязанностями.
Функции классного руководителя определяются
необходимостью создания условий существования ребенка в
общеобразовательном учреждении для его успешной
жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому
развитию личности, духовному становлению, постижению смысла
жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию
о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном
окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход
целостного воспитательного процесса, процесс становления
личности каждого ребенка, его нравственных качеств;
анализирует характер оказываемых на него воздействий;
координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего
классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и
саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива,
развитие творческих способностей воспитанников,
взаимоотношения с другими участниками воспитательного
процесса.
Анализ практической деятельности классных
руководителей показывает, что они рассматривают воспитание
прежде всего как создание условий для развития внутреннего
потенциала ребенка. Все более приоритетной становится
индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы
физического и психического развития каждого ребенка (41%
опрошенных классных руководителей). Происходит смещение
акцентов и в работе с классом в целом. В первую очередь
внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса
(53%), созданию в нем положительного психологического климата
(82%), развитию детского самоуправления (65%), созданию
условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в
отношениях с окружающими (92%), включению учащихся в систему
реальных социальных отношений (79%).
Работа классного руководителя -
целенаправленная, системная, планируемая деятельность,
строящаяся на основе программы воспитания всего
образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно - ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во
внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни, специфику семейных
обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в
первую очередь направлена на работу с обучающимися своего
класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности
для развития и стимулирования познавательных интересов; через
разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития гражданственности,
мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в системе
классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного
руководителя является системная работа с коллективом класса.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе,
способствует формированию нравственных смыслов и духовных
ориентиров, организует социально ценные отношения и
переживания воспитанников в классном сообществе, творческую,
личностно и общественно значимую деятельность, систему
самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального
комфорта, благоприятные психолого - педагогические условия для
развития личности ребенка, способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на
становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица"
классного сообщества. В то же время классный руководитель
заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе,
способствуя межвозрастному общению.
Для успешного решения вопросов обучения,
воспитания и развития личности ребенка необходимо активное
взаимодействие всех участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда
в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
В этой связи педагогическим советам общеобразовательных
учреждений при определении функций классного руководителя
необходимо в первую очередь четко обозначить его права,
обязанности и ответственность, соотнося их с должностными
обязанностями других участников образовательного процесса. В
процессе своей деятельности классный руководитель в первую
очередь взаимодействует с учителями - предметниками:
совместная разработка общих педагогических требований и
подходов к детям в учебно - воспитательном процессе на основе
целей образовательного учреждения; представление интересов
своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение
учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего
класса в систему внеклассной работы по предметам:
разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск
предметных газет, совместная организация и участие в
предметных неделях, тематических вечерах и других
мероприятиях.
Совместно с педагогом - психологом классный
руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их
адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный
руководитель координирует связь педагога - психолога с
родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При
поддержке педагога - психолога классный руководитель
анализирует развитие коллектива класса, определяя
познавательные, творческие способности и возможности
воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии; координирует выбор форм и методов организации
индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности
как со своей стороны, так и со стороны других участников
воспитательного процесса.
Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного
образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все
многообразие системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих способностей своих
воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития
и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает
допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель
способствует включению школьников в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие
как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях
дополнительного образования детей.
В организации внеучебной, внешкольной
работы классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с
педагогом - организатором. Согласуя совместную деятельность,
классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий
внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в
общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.
При поддержке педагога - организатора классный руководитель
привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта,
общественность.
Классный руководитель должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть
посредником между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При
непосредственном участии социального педагога классный
руководитель организует социально значимую деятельность
обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных
инициатив, реализацию социальных проектов.
Широкое распространение в
общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские
общественные объединения, способствующие включению детей и
подростков в новые социальные отношения; их самореализации,
проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции,
социализации личности. В этом направлении деятельности
классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со
старшим вожатым. В частности, совместными усилиями
организуется информирование обучающихся о действующих детских
и молодежных общественных организациях и
объединениях.
Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует
формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным
идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и современной
литературы.
В своей работе классный руководитель
постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя
информацию, получаемую от медицинских работников
образовательного учреждения. Одним из важнейших социальных
институтов воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на сотрудничество с
семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к
воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его
психофизиологических особенностей, выработку близких по сути
требований, организацию помощи в обучении, физическом и
духовном развитии обучающегося. Классный руководитель
привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в
общеобразовательном учреждении, что способствует созданию
благоприятного климата в семье, психологического и
эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он
координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка,
изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально -
бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования
родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение
перспектив развития ребенка. Классный руководитель также
организует работу по повышению педагогической и
психологической культуры родителей через проведение
родительских собраний, совместную деятельность.
Дифференцированный подход к обязанностям
классного руководителя определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы,
уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особенностями,
сформированностью классного коллектива, качеством
предшествующей воспитательной деятельности.
Формы работы классного руководителя
определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в
школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания;
степень педагогического воздействия - уровнем развития
личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива
как группы, в которой происходит развитие и самоопределение
подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно
полезный и творческий труд, художественно - эстетическая
деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей
задачей остается актуализация содержания воспитательной
деятельности, способствующей эмоциональному развитию
обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков
критического отношения к информации и в том числе
аудиовизуальной. Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час - форма организации
процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в
ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.
Согласно статье 32, пункту 11, и статье 54,
пункту 4, Закона РФ "Об образовании" образовательное
учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда
работников данного образовательного учреждения самостоятельно
определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам,
премий и других мер материального стимулирования и закрепляет
их в положении, коллективном договоре (соглашении). Классное
руководство включено в перечень дополнительно оплачиваемых
работ (п. 7.2.1 Рекомендаций о порядке исчисления заработной
платы работникам образовательных учреждений (приложение к
письму Минобразования России и Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 N
20-58-196/20-5/7)). В ряде регионов складывается собственная
практика организации деятельности классного руководителя и
оплаты его труда. Так, в Примерном положении о классном
руководителе ряда регионов приоритетными являются его
координирующая, коммуникативная и аналитическая функции. За их
выполнение предусмотрены доплаты в размере от 25 до 50% от
ставки заработной платы. Размер доплаты определяется
сложностью решаемых задач и уровнем квалификации педагога,
владением им специальными педагогическими, диагностическими
методиками. Некоторые примерные положения о классном
руководителе предусматривают доплату в размере 15% к ставке
заработной платы за осуществление педагогическим работником
классного руководства в 1 - 4 классах, и 20% - в 5 - 11
классах.
В отдельных случаях в общеобразовательных
учреждениях определен временной норматив работы классного
руководителя. Он равен 4 - 10 часам в неделю. Количество часов
дополнительной педагогической работы, установленное учителю за
классное руководство, включается при определении объема его
педагогической работы (объема учебной нагрузки) при
тарификации и подлежит оплате по ставкам, установленным для
учителей. Рабочее время по выполнению этой дополнительной
педагогической работы регулируется уставом
общеобразовательного учреждения, правилами внутреннего
распорядка, расписаниями, планами мероприятий и другими
локальными актами.
Кроме того, существует практика
установления доплат и премирования учителей за результаты
работы по классному руководству, участие в конкурсах,
фестивалях и других мероприятиях как самого учителя, так и его
воспитанников.
В целях реализации воспитательных задач
администрация общеобразовательного учреждения обязана создать
классному руководителю необходимые условия для работы:
материально - техническое и методическое обеспечение
организуемого им воспитательного процесса, поддержку и помощь
в систематическом научно - теоретическом осмыслении классного
руководства как проблемы, повышение квалификации и
профессионального мастерства в стенах общеобразовательного
учреждения и в системе институтов повышения
квалификации.
Управление воспитания
и дополнительного образования
детей и молодежи
Минобразования России
Источник публикации: "Официальные документы
в образовании", N 23, 2001 Текст письма
Минобразованием России от 21 июня 2001 г. N 480/30-16 и данные
методические рекомендации можно скачать
в формате pdf, размер файла 81 КБ
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif)
|
![](МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОУ.files/blank.gif) |