Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя | |
---|---|
|
| |||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций
классного руководителя педагогическими работниками государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждений Настоящие методические
рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854, предназначены для
разработки нормативной базы деятельности классного руководителя в
общеобразовательном учреждении и адресованы работникам методических служб,
руководителям общеобразовательных учреждений, заместителям руководителей
общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам, выполняющим
функции классного руководителя. Воспитание является одним из
важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,
государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у
обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на
рынке труда. Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические
работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит
педагогическому работнику, на которого возложены функции классного
руководителя (далее – классный руководитель). В соответствии с дополнением,
внесенным в п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении,
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №
854 на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его
согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться
функции классного руководителя по организации и координации воспитательной
работы с обучающимися в классе. Класс – как правило, группа
обучающихся одного возраста, осваивающих единую образовательную программу
в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.
1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта
2001 г. № 196, наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных и
малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях, где наполняемость
отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких
классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени
обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более
25, а при объединении в один комплект трех или четырех классов – не более
15 обучающихся.
Цели и задачи деятельности
классного руководителя Целью деятельности классного
руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной социализации в
обществе. Задачами классного руководителя
являются: формирование и развитие
классного коллектива; создание ситуации защищенности,
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
психического здоровья обучающихся; организация системы отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного
коллектива; создание условий для
самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования
здорового образа жизни; защита прав и интересов
обучающихся; организация системной работы с
коллективом класса; гуманизация отношений между
обучающимися в коллективе, между обучающимися и
педагогами; содействие формированию у
обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров; организация
социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие
ученического самоуправления. Функции и должностные
обязанности классного руководителя
Деятельность классного
руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
образовательного учреждения и ситуации в классном коллективе,
межэтнических и межконфессиональных отношений. Классный руководитель в своей
деятельности учитывает уровень воспитания обучающихся, социальные и
материальные условия жизни, специфику семейных
обстоятельств. Функции классного руководителя.
установление связи
общеобразовательного учреждения и семьи; взаимодействие с
учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а
также обслуживающим персоналом общеобразовательного
учреждения; стимулирование и учет
разнообразий деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым
обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой
деятельности; ведение документации (классный
журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного
руководителя).
регулирование межличностных
отношений между обучающимися; установление
субъект-субъектных отношений между учителем и
обучающимися; содействие общему
благоприятному психологическому климату в
коллективе; оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств.
изучение индивидуальных
особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и
перспектив развития классного коллектива. Права и обязанности классного
руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.
В большинстве субъектов Российской Федерации действуют примерные положения
о классном руководителе, которые определяют основные направления его
деятельности, закрепляют права и обязанности. При разработке нормативной
базы деятельности классного руководителя рекомендуется руководствоваться
следующим. Классный руководитель имеет
право: получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей; контролировать успеваемость
каждого обучающегося; контролировать посещаемость
учебных занятий обучающимися; координировать работу учителей
данного класса (а также психолога и социального
педагога); организовывать воспитательную
работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов»,
педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий; вносить на рассмотрение
администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения,
согласованные с коллективом класса; приглашать для беседы
родителей (лиц, их заменяющих); по согласованию с
администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по
делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в
комиссию и советы содействия семье и школе на
предприятиях; получать помощь в организации
своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного
учреждения; определять индивидуальный
режим работы с обучающимися исходя из конкретной
ситуации; вести опытно-экспериментальную
работу по проблемам воспитания. Обязанности классного
руководителя заключаются в: организации в класс
учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного
потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива; оказании помощи обучающемуся в
решении возникающих проблем; установлении контактов с
родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через
психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному
руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы
работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания. Контроль за деятельностью
классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя
общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
Формы работы классного
руководителя В соответствии со своими
функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа,
консультация, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел,
творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные
творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты,
соревнования и др.). При выборе форм работы с
учащимися целесообразно руководствоваться следующим: учитывать воспитательные
задачи, определенные на очередной период работы; определять содержание и
основные виды деятельности на основе воспитательных
задач; учитывать принципы организации
воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей,
внешние условия, возможности педагогов и родителей; осуществлять поиск форм работы
на основе коллективного целеполагания; обеспечивать целостность
содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
Режим работы классного
руководителя Режим работы классного
руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и
фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях,
планах мероприятий и других локальных актах. Критерии оценки деятельности
классного руководителя Эффективность работы классного
руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии
результативности и критерии деятельности.
Первая группа критериев
позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и
социально-психологические функции. Критерии результативности отражают тот
уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии
(уровень социальных компетенций, общей культуры и дисциплины обучающихся
класса, их гражданской зрелости). Вторая группа критериев
позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя
(деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы
с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями,
работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию,
обучению, творческому развитию обучающихся). |